В России на долю железнодорожного транспорта приходится 85% всех перевозок. Наша страна лидирует по объему изготовления рельсов и по изучению и разработкам в этой области. Уральский институт металлов уже более 50-ти лет занимается изучением и решением задач по повышению эксплуатационных качеств рельсов и безопасного движения по ним.
Изготавливают рельсы из стали, легируя ее разными элементами:
- Ti (титаном),
- Zr (цирконием),
- Al (алюминием),
- V (ванадием) и т.д.
Легирующие добавки влияют на структуру и эксплуатационные характеристики рельсов. Цена рельс зависит от цены цветных металлов. Первым начал использовать технологию изготовления легированной стали для рельс с применением ванадия и ванадия с азотом Уральский институт. Все российские производители рельсы производят из легированной стали с добавлением ванадия.
Виды рельсов:
- Ширококолейные железнодорожные (Р-50, Р-65, Р-75);
- Узкоколейные железнодорожные(Р-8, Р-11, Р-18);
- Трамвайные (Т-58, Т-62)
- Рудничные (Р-33, Р-43)
- Крановые (КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140)
- Рельсы остряковые (ОР-43, ОР-50, ОР-65, ОР-75) и т.д.
План развития ж/д транспорта до 2030 г. определяет строительство около 20 тыс. км железных дорог, при чем скоростных и высокоскоростных. Поэтому для удовлетворения этих требований российские металлургические заводы должны освоить технологию производства таких рельс, по которым пассажирский поезд сможет развивать скорость от 200 до 350 км/ч. Для этого необходимо переходит к широкому производству рельс длиной 50 – 100 м.
Ценообразование на новые рельсы и рельсы б\у
На новые рельсы цена зависит от цены металла и технологии изготовления. С повышением цена на металлы (в том числе цветные) повышается и цена на рельсы.
Довольно успешно отлажена продажа железнодорожных рельс б/у. Применение новых рельс не всегда оправдано. Например для строительства подъездных путей подойдут и бывшие в употреблении, но годные для повторной укладки.
Рельсы б/у с минимальной степенью износа, практически не уступают новым рельсам по качеству и безопасности в эксплуатации, но цена рельсов б/у может иногда отличаться более, чем на 50 % цены на рельсы новые.
На б/у рельсы цена зависит от востребованности и цены металла:
- На б/у рельсы цена будет выше, если это рельсы дефицитных размеров (Р33, Р-38);
- На б/у рельсы цена будет ниже, если это рельсы ходовых размеров (Р50,Р-60);
- Цена рельсов б/у будет повышаться, если цена металлолома будет повышаться.
Основные металлургические заводы-производители рельсов в России
- ОАО «Уральская Железнодорожная Компания»
- ОАО «Челябинский Металлургический Комбинат»
- ЕвразХолдинг включающий ОАО ЕВРАЗ НТМК (Нижнетагильский металлургический комбинат) и ОАО ЕВРАЗ ЗСМК (Западно-Сибирский металлургический комбинат). Металлургические заводы ЕвразХолдинга ведут реконструкцию рельсового производства для изготовления длинномерных рельсов мирового уровня качества.