На главную
ТДМ - Справочники Снабженца

Строительство новых металлургических комбинатов

Дата: 19-03-2012
Просмотры: 1462

Ведущиеся ныне стройки в Бразилии были инициированы еще до кризиса 2008 года, а в Индии сталелитейные корпорации преимущественно расширяют мощности действующих предприятий. Намерения же таких корпораций, как Arcelor Mittal и Posco, соорудить в Индии гигантские метзаводы скорее всего так и не будут воплощены в жизнь.

Под вопросом оказался и более скромный проект меткомбината корпорации Arcelor Mittal на 6 млн. тонн в год в индийском штате Карнатака . Как заявляет руководство корпорации, будущее этого объекта зависит от получения разрешения на разработку расположенного поблизости месторождения железной руды. Вопрос должен решиться в апреле, а рассмартивать его будет Верховный суд штата, в прошлом году вообще запретивший добычу железорудного сырья в этом регионе из-за негативных последствий для экологии. Впрочем, даже если запрет будет снят, вероятность реализации проекта, на подготовку которого Arcelor Mittal уже потратила около 60 млн. долларов, выглядит минимальной.

Пример того, как надо действовать в Индии, показала местная компания JSW Steel, которая на базе своего комбината Vijayanagar также в Карнатаке планирует создать совместно с японской корпорацией JFE Steel первое в стране производство электротехнической стали. Первая линия по выпуску 200 тыс. тонн холоднокатаной неориентированной электростали должна быть построена в течение двух лет после утверждения проекта, а в перспективе объем производства будет увеличен до 600 тыс. тонн в год. Ныне в Индии ежегодно используется около 500 тыс. тонн электротехнической стали, но ожидается, что к 2017 году этот показатель возрастет вдвое.

Большинство проектов, которые анонсируются или осуществляются в мировой металлургической отрасли в последнее время, предусмартивают возведение мини-заводов или прокатных предприятий. Так, в Иране 11 марта был официально введен в строй прокатный завод Ariazob Steel мощностью 400 тыс. тонн арматуры в год. Предприятие, расположенное примерно в 120 км от Тегерана, было построено частной компанией, 60% его оборудования имеет местное происхождение (остальное — турецкое). Для снабжения завода полуфабрикатами Ariazob Steel планирует строительство плавильного цеха на 500 тыс. тонн в год.

Кстати, поблизости завершается подготовка к вводу в строй сталеплавильного комплекса Pasargad Steel мощностью 1,5 млн. тонн в год, который, как ожидается, будет снабжать заготовками иранских прокатчиков. Пока это предприятие (кстати, тоже частное) будет работать на покупном сырье, но в будущем предполагается дополнить комплекс модулем по получению DRI и фабрикой по производству окатышей.

В Сирии вступил в строй прокатный завод Steelco на 300 тыс. тонн арматуры и сортового проката в год. Компания планирует импортировать заготовки (в том числе — из Украины) и экспортировать до 70% своей продукции в соседние страны. Правда, в обозримом будущем предприятие, очевидно, будет работать не на полную мощность из-за хронических перебоев с поставками электроэнергии.

Очередной контракт на строительство металлургического предприятия подписан в Саудовской Аравии. Компания South Steel, которая уже располагает новеньким заводом по выпуску 1 млн. тонн стали и 500 тыс. тонн арматуры в год, заказала германской компании SMS Meer возведение еще одного прокатного комплекса на 500 тыс. тонн арматуры и катанки в год. Завершение строительства запланировано на середину 2013 года.

Вершина осталась позади

Повышение цен на стальную продукцию, происходившее на мировом рынке в течение двух с лишним месяцев, явно подходит к концу. Из-за относительно невысокого спроса большинству металлургических компаний не удалось настоять на новом увеличении котировок на прокат по апрельским и майским контрактам. Более того, на некоторых региональных рынках началось понижение цен.

В частности, пришлось пойти на уступки турецким металлургам, которые в конце февраля — начале марта быстрее всех в регионе наращивали цены. Ближе к середине этого месяца на спад пошли котировки как на длинномерный, так и на плоский прокат. После волны закупок наступило прогнозируемое снижение активности, поскольку дистрибуторы и конечные потребители, пополнив запасы, приостановили операции.

На минувшей неделе внутренние цены на арматуру и горячекатаные рулоны в Турции сократились на 20-30 долларов за тонну. Также начали снижаться и экспортные котировки. Стоимость турецкой арматуры, доходившая до 700 долларов за тонну FOB, уменьшилась до 670-685 долларов за тонну FOB. Впрочем, покупатели в странах Персидского залива и такие цены считают неприемлемо высокими. Украинские и российские заготовки пользуются устойчивым спросом при котировках порядка 600-610 долларов за тонну FOB. Некоторые компании, впрочем, предлагают эту продукцию по 615-620 долларов за тонну FOB, но безуспешно.

Турецкий горячий прокат, как и в начале марта, предлагается в Европу по 670-690 долларов за тонну FOB, но попытка российских компаний поднять цены на аналогичную продукцию для турецких покупателей до 670 долларов за тонну FOB и более, очевидно, успехом не увенчалась. Пока российские экспортеры устанавливают такие цены для продукции, предназначенной для Европы.

В самой Европе стоимость плоского проката остается относительно постоянной с начала февраля. Региональным металлургическим компаниям так и не удалось добиться повышения котировок по апрельским контрактам. Для горячекатаных рулонов уровень 530-550 евро за тонну EXW так и остался предельным из-за недостаточного спроса. Активность на европейском рынке длинномерного проката также невелика, но южноевропейских производителей, испытывающих наибольшие проблемы у себя дома, спасает Алжир, приобретающий в больших количествах испанскую и итальянскую арматуру по 510-520 евро за тонну FOB.

В Восточной Азии происходит постепенное выравнивание цен на плоский прокат. Китайские компании благодаря оживлению на внутреннем рынке постепенно приподнимают экспортные котировки. Стоимость горячекатаных рулонов, в частности, возросла до 640-650 долларов за тонну FOB. В то же время производители из других стран Восточной Азии пока не в состоянии поднять цены на свою продукцию до 700 долларов и более за тонну CFR — по крайней мере, для покупателей в Индии и зоне АСЕАН.

Приятный сюрприз

Китайское Национальное бюро статистики, задержавшее обнародование данных по выплавке стали в стране за январь из-за празднования Нового года по китайскому календарю, преподнесло приятный сюрприз поставщикам железной руды. Китайская металлургическая ассоциация CISA, основываясь на показателях крупнейших металлургических предприятий страны, оценила средний объем производства за первые два месяца текущего года примерно в 1,7 млн. тонн в день, однако, по официальным данным, он оказался значительно выше: 1,83 млн. тонн в январе и 1,93 млн. тонн в феврале.

Это косвенно подтверждается и масштабами китайского импорта железной руды. В феврале в страну поступило 65,0 млн. тонн этого сырья, что более чем на треть превышает показатели аналогичного периода минувшего года и является рекордом. Всего за первые два месяца текущего года Китай импортировал 124,3 млн. тонн ЖРС, на 5,7% больше, чем в январе-феврале 2011 года.

Тем не менее на стоимость руды это пока не оказало существенного воздействия. В течение прошлой недели цены на импортный материал на китайском рынке прибавили не более 1 доллара, достигнув 148-150 долларов за тонну CFR для 63,5%-ного индийского концентрата. В первой половине марта в китайских портах скопились рекордные запасы руды, что и объясняет нежелание покупателей заключать новые сделки. Кроме того, повышение цен на стальную продукцию на внутреннем рынке идет очень медленно, так что металлургические компании по-прежнему находятся в непростом финансовом положении и стараются экономить на сырье. Заказов так мало, что тарифы на доставку железной руды морем упали до самого низкого значения за последние десять лет.

Несмотря на благоприятные для рынка сообщения о расширении производства стали в Китае, аналитики весьма осторожно оценивают перспективы рынка руды. Большой резонанс вызвало недавнее выступление премьера госсовета КНР Вэнь Цзябао, который высказал озабоченность нынешним состоянием экономики страны и спрогнозировал снижением темпов роста ВВП в текущем году до 7,5%, что для Китая — очень мало. Кроме того, нет пока и особых признаков расширения объемов потребления стальной продукции в стране. Местные металлургические компании ждут оживления во второй половине марта, но поставщики сырья пока проявляют осторожность.

Впрочем, для снижения цен на сырье пока тоже нет оснований. Как сообщает китайская статистика, в первые два месяца нынешнего года среднедневной объем добычи железной руды в стране был более чем на 22% ниже, чем в среднем за 2011 год. Так что Китай в обозримом будущем по-прежнему будет нуждаться в больших объемах импортного материала.

Виталий ШИМКОВИЧ